Новости СибРО Книжные новинки Уральское Рериховское Общество Выставки Наши мероприятия Библиотека Контакты
Картины Н. К. и С.Н. Рерихов Журнал ВОСХОД Светочи Мира Слайдпрограммы Памятные дни
 
Преподобный Сергий Радонежский
 
 
Игумен земли Русской. Так называют Преподобного Сергия Радонежского за тот вклад, который внёс он своими трудами в духовную жизнь Руси. Как птицы разлетались по всей земле Русской его ученики, сколько славных обителей они устроили, сколько людей своими подвигами привели ко Христу.
 
В трудное время загорелся этот великий светильник; Русь приходилось строить заново,- Киевской Руси уже не было. Порвалась связь с Византией и Европой; сердце Руси- Киево-Печерская Лавра- была разрушена, татарские орды продвигались на север, на север уходила Русь.
 
Строительство Руси Сергий начал со строительства общины своей обители. Строя общину, Сергий учил не столько словами, сколько действием и обликом своим. "Начни с себя",- мог бы он сказать каждому вступающему в Обитель. Простота, великая сердечность Преподобного, отзывчивость на всякое горе, и более всего, его ничем не сломимая вера в заступничество Сил Превышних, и отсюда ясная, радостная бодрость, не оставлявшая его в самые тяжкие минуты, привлекали к нему всех и каждого.
 
В подвиге Сергия не было никакого внешнего, показательного величия. Лишь величие сердца, мудрости и Служения Высшего возвышали его над всеми окружающими, и в этом величии он был недосягаем.
 
В Учении Живой Этики говорится: "Полезно замечать, что во время особо тяжких стечений созвездий появляются сильные духи. Можно проследить в истории, как планомерно посылаются мощные помощники Мира Огненного, чтобы принимать на себя тяготы Мира и заложить магниты будущего" (Мир Огненный, II, 449).
 
Таким мощным Огненным Духом, стоявшим у основания Русского государства, заложившим магнит духа в душу русского народа, был Великий Воспитатель и Покровитель Земли Русской Святой Сергий Радонежский.
 
Эпоха Сергия, XIV век, была временем рождения Русского государства и нации. И рождение это проходило в муках. На тяготы татаро-монгольского ига накладывались неутихающие междоусобные распри князей, каждый из которых стремился к личной власти и удовлетворению честолюбивых амбиций. И приходится только удивляться, как в этом беспросветном мраке смог выжить и возродиться русский народ, смог пронести, не угасив, крохотный огонёк духа, тлевший в глубинах сознания. Это чудо стало возможно благодаря присутствию мощного Источника Света, источника нравственных сил и крепости духа народного. От Него, от этого Светильника, от этого ослепительного Светоча, каким был Сергий, зажигались сердца людей, он поддерживал неугасимое пламя духа в них. Он был один, но за ним незримо стояло всё Небесное Воинство, Силы Небесные - Иерархия Света. И эта мощь была ни с чем несравнима.
 
Видя кругом разруху и разорение, цареградский епископ, приехавший в то время в Москву и слыша всюду толки о великом русском подвижнике, с удивлением воскликнул: "Как может в сих странах таков светильник явитися?" Много значительного и непостижимого в жизнеописании Сергия. Так, ещё в раннем отрочестве таинственный старец схимник, встретившийся в поле Варфоломею, как назвали святого при крещении, предсказал, что ему "надлежит сделаться обителью Пресвятой Троицы, дабы многих привести вслед себе к уразумению Божественных Заповедей". Встреча с дивным Старцем пробудила в отроке спящие духовные силы и открыла истинное его предназначение. Словно от удара кремния о камень в душе его вспыхнул огонь духовного подвига. И с этого момента неугасимое пламя этого огня Светлого Водительства Высшего сопровождает и озаряет всю его жизнь.
 
Духовный подвиг незрим, он совершается в сокровенной глубине сердца. И следствия его не измеряются краткими земными мерами, но видны в Беспредельности. Так, внешне жизнь Сергия протекает ровно, без каких-либо ярких событий. Но следствием её явилась та духовная крепость народа, которая дала ему силы подняться, объединиться и сокрушить врага.
 
Устремление к духовному подвигу привело Варфоломея в юности к месту своего отшельнического уединения в глухих радонежских лесах, где в будущем была воздвигнута обитель во имя Святой Троицы. Здесь, по словам летописца, "видели прежде свет, а иные огонь, а иные благоухание слышали".
 
На этом месте и совершается подвиг пустынного жития, полный испытаний страхом, пустынной жизнью и, главным образом, борьбой с невидимыми тёмными силами, которой не может избежать "ни один из вступивших на путь духовного совершенствования. …Он должен единою мощью духа отражать натиск тёмных сил, сильных уловками своими. Борьба эта является как бы преддверием приближения к Миру Огненному", - пишет Е.И.Рерих в своём очерке о Преподобном Сергии Радонежском. И далее, что Сергий не раз отражал эти натиски тьмы "ясностью духа и великою верою в Силы Высшие, хранившие его, об этом свидетельствует вскоре начавший появляться вслед за натиском тёмных необычайный свет, который и рассеивал полчища бесовские".
 
Сохранилось предание о светлом явлении Сергию в эту пору, связанном с Богородицей, которую он особенно почитал. "Так, однажды, - по словам жизнеописателя, - Сергий хотел прочесть о житии Богородицы, но порыв ветра потушил лампаду. Тогда Сергий настолько воспылал духом, что книга просияла Светом Небесным, и он мог прочесть и без лампады".
 
Так огонь духа, светлый Агни, настолько возрос и окреп у молодого отшельника, что уже в эту пору проявлялся зримо, видимо.
 
Учение Живой Этики говорит: "Умышленные, внешние аскетические приёмы ни что иное, как тщеславие и самопочитание". "Человек создан по Высшему Прообразу - так указано присутствие высших энергий. Но не сказано, что человек может пользоваться этими энергиями только посредством искусственных упражнений. Энергии присущи природе человека, значит, они должны действовать при естественных условиях существования" (Мир Огненный, I, 490). "Лишь труд, как возношение сердца, допускал Он (Сергий). В этом он опередил многих духовных путников. Мы говорим о сердце, но именно Он нашёл силу этого источника" (Мир Огненныё, II, 116), и через него приобщился к Миру Огненному, об этом говорят его пламенные видения.
 
Так были свидетели, которые видели, как из руки Преподобного во время благословения "исходит пламень и объемлет его". Другой раз видели двое учеников, как во время литургии Сергию сослужил Пламенный, и весь Облик Его так сиял, что нельзя было смотреть на Него. И потом, в разговоре с видевшими это учениками Сергий признался, что не только теперь, но и всегда бывает такое посещение ему во время совершения Божественной Литургии. Во время другой литургии видели, как огонь спал "как бы с неба, и ходил по престолу, объемля светом окрест весь алтарь, и окружая священнодействующего Сергия".
 
Воистину вся жизнь Преподобного могла быть выражена словами: "Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат". "Земным Ангелом и Небесным Человеком" называется Сергий в акафисте. "Конечно, Дух Его принадлежал к Миру Высшему, - отмечает Е.И.Рерих. - Преподобный Сергий, приобщённый к Огню и Огненному Крещению, знал… природу Божественного Начала. Много непостижимых уму тайн открывается при приобщении к божественному началу Огня. Но тайны эти хранит дух в сердце…"
 
Как бы завершением всего пройденного Сергием пути Огненного Служения стало чудесное огненное видение Божьей Матери на закате дней его.
 
"Некоторые относят его к 1387 году, в одну из пятниц Рождественского поста. В эту незабвенную ночь для Троицкой Обители, когда вся братия спала мирным сном, Святой Сергий горячо молился перед иконою Божьей Матери; совершив обычное своё правило, он сел немного отдохнуть. Тут же находился его келейник Михей. Внезапно Преподобный воспрянул и сказал ему:
"Чадо, трезвись и бодрствуй, сейчас имеет быть нам чудесное посещение", - и едва произнёс он, как услышан был голос: "Се Пречистая грядёт".
 
Святой Сергий поспешил в сени, и тут осенил его ослепительный свет, ярче солнечного, и он телесными глазами увидел Царицу Небесную с Апостолами Петром и Иоанном, блиставшими светом несказанным. Преподобный, не будучи в силах вынести объявшего его трепета, пал на землю. Пречистая прикоснулась к нему рукой и сказала: "Не ужасайся, избранник мой. Услышана молитва твоя, не скорби больше об учениках твоих, и об Обители своей не скорби более. Ибо отныне она всем будет изобиловать, и при жизни твоей и по смерти твоей неотступна буду Я от Обители твоей". Сказав это, Пречистая стала невидима".
 
"Из самих слов, сказанных Сергием свидетелям его огненных видений, можно видеть, что для него самого они были даже обычны. Значит, сколь высоко должно было быть его духовное преображение, чтобы выдерживать такие пламенные проявления общения с Обителью Огненной! Воистину, с Сергием "говорили Горние Силы на языке Огня и Света!" Воистину он был избранником Высших!
 
Всё это, наряду с его великим самоотречением и приношением всего себя на служение ближним, с принятием на себя ответственности духовного водительства целого народа, страны и огненным благословением напутствовавшего воинство в решительную битву, духовно с Силами Небесными приобщаясь к ней, делает его облик неповторённо прекрасным, сияющим Мощью Огненной Великого Вождя и Строителя. Сергий - это живая связь с Миром Огненным!
 
Народ чуял этот священный дар и стекался к нему со всех сторон, чтобы приобщиться и почерпнуть этой незримой и несказуемой мощи. Чем же иначе объяснить то живительное действие, то высоко ободряющее и возносящее влияние, то чувство духовной крепости, которое ощущали и уносили с собою все окружавшие и приходившие к нему?" (Н.Яровская. Преподобный Сергий Радонежский).
 
Что помогает увидеть то, что глубже чувств и ума? Рерих указывает: сердце, мудрость и труд. Сердце прежде всего. Оно выше чувств и ума. Сердце вещун. Оно сосуд мудрости, до которой никогда не достигнет рассудок. Сердце подскажет и приведёт к Источнику Света, если оно открыто и не засыпано грудами житейского мусора и обывательских предрассудков. Чтобы увидеть лик Истины - надо трудиться. Труд духовный и мысленный настолько тяжёл, что люди, обманывая себя, предпочитают уходить в труд физического плана. Но тот, кто, побеждая свою низшую природу, вступает на путь труда духовного, только тот может начать постигать то, что "глубже чувств и ума".
В сердце своём ищи… обитель любви.
Прилежно ищи и найдёшь.
(Н.Рерих. Цветы Мории)
 
 
И к такому сердцу - обители любви - тянутся не только люди, но и звери. Представитель дикого медвежьего племени стал приходить к Благословенному, подружился с Ним, полюбил Его. Если в первый раз этот звериный царь лесов пришёл к нему, влекомый голодом, то потом только по призыву сердца. Он уже не голодал, но он любил, а любовь звери знают, любовь вне всяких условий и условностей, в её чистом, незамутнённом виде. На такую любовь положиться можно - она не изменит ни при каких обстоятельствах. Что вызвало её в звере? Встреча с океаном Любви вселенской, которая была в сердце Светоча земли русской, ради спасения и возрождения которой Он пришёл на эту скорбную землю.
 
Как Он возрождал землю русскую, когда Он начал этот подвиг? Считается, что тогда, когда уже была создана Обитель, когда к Нему за помощью и советом стали притекать люди. На самом же деле это началось гораздо раньше, а именно тогда, когда юный Варфоломей ушёл из родительского дома в дремучие леса, вырубил там своими руками часовенку и келью и поселился в абсолютном одиночестве. Тогда Его ещё никто не знал. Но дело спасения Руси уже началось. Началось с возрастания мощи духа подвижника, который, преодолев всё земное, всё человеческое в себе, так возрос в духовной мощи своей, что она стала насыщать пространство просторов гибнущей страны. Эта мощь начала входить в каждого жителя её, могущего её принять, потенциально готового к тому, и пробуждать его к решимости мужественно бороться с далеко превосходящими его силами врага и супостата. Пространство, насыщенное мощнейшим духом и волей Одного, работало на победу. Это было предрешено и непреложно, и поражение врага было неотвратимо. Сроки наступали. И когда Дмитрий приехал к Преподобному за благословением на роковую битву, это было уже только результатом, только следствием того, что готовилось в тайне и безвестности годы и годы. "Когда мысль насыщает пространство, то устремлённый Магнит её творит", как сказано в книге "Беспредельность".
 
И недаром сам сатана со своими полчищами бесовскими явился глухой ночью к Сергию в его одинокую келью в лесу и гнал Его, и угрожал гибелью. Сатана знал о значении Руси, он предвидел её будущее возрождение, неугодное ему, и двинул свои силы на Светоча. И отступил побеждённый и посрамлённый. Не отсюда ли уже началась и победа на поле Куликовом много лет спустя. И состоялась ли бы она, если бы не было той победы в единоличном сражении между силами Света и тьмы?
 
Сергий спасал Русь неоднократно. Неоднократно ей грозили распад и гибель, и "нашествие иноплеменных и междоусобная брань", говоря словами молебствия. И Он вновь спасал и собирал её воедино, и снова исподволь начинались плестись козни против новой страны. Но всему бывает конец. И снова цементируется пространство, и зовы благие призывают дух к пробуждению. А мощь пробуждённого духа в конечном итоге решает всё. "Как Пламень неугасимый и неисчерпаемый, стоит Он и сейчас на дозоре… Душа народов тоскует о Вожде Светлого Будущего. Неприемлем вождь и герой для тёмного сознания, ибо Вождь идёт за Светом Высшим, за Светом, влекущим в Будущее.
 
Таким Вождём был Преподобный Сергий, вдохнув героический дух в народ, Он устремил его в будущее. Таким Вождём остаётся Он и сейчас, ибо нерасторжима связь Великих Духов с делом и подвигом их жизни. Осиянный Светом Несказуемым, стоит Он, невидимо Видимый, на ступенях великой Лестницы Иерархии Света, готовый в указанный час устремить легионы Светлых Сил, готовый благословить народ свой и Вождя его земного на новый подвиг. Не отвернёмся от суждённого! Примем идущую к нам Благодать! Отче Сергие, Дивный, с Тобою идём, с Тобою ПОБЕДИМ!" (Н.Яровская. Преподобный Сергий Радонежский).
 
Светочи Мира
 

 
Преподобный Сергий Радонежский
 
Христос
Будда
Магомет
Преподобный Сергий Радонежский
Святитель и Чудотворец Николай
Серафим Саровский
Франциск Ассизский
Аполлоний Тианский
Тереза Авильская
Кришна
Лао-Цзы
© Уральское Рериховское Общество